Одна из многочисленных сказок «Тысячи и одной ночи» рассказывает историю сокровищницы, которую можно было открыть, только если человек произнесет волшебные слова «Сезам, откройся!». Огромная стена отходила в сторону, и взору представали несметные сокровища.
Что-то подобное работает и в межличностных отношениях, хотя и не столь прямолинейно. Как бы странно это не звучало, но для того, чтобы смягчить самого непреклонного собеседника, бывает достаточно всего пары слов. Но не простых слов, а способных поднять самооценку человеку и заставить его почувствовать свою значимость.
Необходимость в осознании собственной значимости является внутренней необходимостью, заложенной в психологию человека природой.
Дейл Карнеги точно знал ответ на вопрос, как можно понравиться любому человеку. Он часто спрашивал своих учеников «Сколько решений, в процентальном отношении, вы принимаете импульсивно, руководствуясь эмоциями, а сколько – руководствуясь логикой?». Люди всегда отвечали по-разному. Но истинный ответ заключается в том, что все свои решения человек принимает, руководствуясь эмоциями. Люди совершают поступки эмоционально, а затем обосновывают это логически. Но эмоции всегда на первом месте.
Доброе слово VS детские комплексы
Младенцы приходят в мир безо всяких опасений. Все страхи, которые приобретаются людьми с возрастом, являются следствием детских потрясений, накопленного опыта или недостатка родительской заботы. В результате человек теряет врожденное чувство защищенности и стремится компенсировать отсутствие любви чувством безопасности. Будучи маленькими детьми, мы очень восприимчивы к негативным оценкам наших действий окружающими. У нас нет возможности анализировать или критически оценивать замечания в свой адрес. Отсюда рождаются комплексы, проблемы с межличностной коммуникацией и заниженная самооценка.
Уже взрослыми, мы по-прежнему испытываем сомнения, страхи и опасения, истоки которых коренятся в раннем детстве. То есть негативный опыт имеет свойство накапливаться. Это плохая новость. Но хорошая новость заключается в том, что и положительный опыт тоже имеет свойство накапливаться. Поскольку человек, в первую очередь, существо эмоциональное, получая в свой адрес положительную оценку или ободряющие слова, он начинает ощущать свою значимость. Такие эмоции имеют эффект обратной связи. В итоге, возникает естественное желание прислушиваться и находится ближе к людям, которые способны поднять вашу самооценку, заставить полюбить себя.
Таким образом, золотое правило, которое предстоит усвоить, – научиться замечать и говорить людям об их положительных сторонах, делать искренние комплименты, которые заставят человека почувствовать себя важным. Окружающим будет приятно находиться рядом с вами, они будут к вам более внимательны и благосклонны. Нравиться другим людям станет гораздо проще, если вы научите этих людей нравиться самим себе.
Как работает золотое правило общения
Если вдуматься, то Дейл Карнеги не изобретал колесо и его золотое правило является современной интерпретацией всем известной мудрости «Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе». Что-то подобное существует и в буддизме: «Не рань другого тем, что причинило бы боль тебе». Этот принцип настолько гиниален, насколько и прост. И единственная возможность постичь эту незамысловатую мудрость – в каждом человеке на своем пути стараться увидеть что-то хорошее и не побояться сказать. Благодарность не заставит себя долго ждать.