Часто ли мы задумываемся, почему каждый день ходим на работу, выполняем задачи, иногда рутинные и однообразные, задерживаемся вечерами в офисе, устаем. Ответ кажется очевидным: старания не бесплатны. И даже если обязанности неинтересны, а работа монотонна, мы получаем за это вознаграждение. Но только ли деньги являются ключевым стимулом, из-за которого мы готовы тратить свой самый ценный ресурс время? ЭКСПЕРИМЕНТ
Чтобы ответить на этот вопрос и выявить зависимость между результатами труда и мотивацией работников, ученые Дюкского университета под руководством профессора психологии и поведенческой экономики Дэна Ариели провели ряд экспериментов. Целью было определить, что является большим стимулом для человека психологическая мотивация или финансовая.
В рамках эксперимента всех участников разделили на три группы и показывали ряды букв алфавита, расположенные в случайном порядке. Задачей было найти одинаковые пары букв и выписать их на лист бумаги. За это задание людям предлагали по три доллара.
Испытуемые в первой группе должны были написать на листе свою фамилию и отдать выполненное задание проверяющему. Проверяющий пробегал глазами написанное, одобрительно кивал и складывал листы возле себя. Во второй группе участники не подписывали свои листы, отдавали их проверяющему, который, не читая написанного, складывал задания рядом на столе. Третья группа делала то же самое с одним отличием проверяющий уничтожал полученные листы в шредере на глазах у исполнителей. После того, как участники выполняли задание, им было предложено проделать ту же работу, но на 30 центов дешевле.
Результаты эксперимента показали, что испытуемые в первой группе готовы были выполнять монотонное и бесполезное задание за минимальную сумму, в то время как исполнители во второй и в третьей группах останавливались на пороге в 60 центов. И это несмотря на то, что в двух последних случаях было абсолютно не важно, что написано на листке и теоретически можно было заработать сколько угодно денег. Но люди не хотели выполнять даже самые простые задачи, если видели, как результаты их труда уничтожаются. Такая реакция проверяющего явилась сильнейшим психологическим демотиватором, который по своему воздействию оказался сильнее желания заработать. СИЛА МОТИВАЦИИ
Мы часто выполняем разнообразные задачи. Мы понимаем, что хотим видеть результаты нашего труда востребованными, но не осознаем до конца насколько нам это важно. Затрачивая время, мы прилагаем усилия, чтобы достичь поставленной цели. И даже если сам процесс работы над задачей однообразен и не требует никаких специальных навыков или творческого подхода, а результат предсказуем, подсознательно мы все равно привязываемся к финальному продукту. И если в итоге результаты уничтожаются или девальвируются на глазах у исполнителя, то рано или поздно наступает критический момент, когда даже финансовое вознаграждение не является достаточным стимулом, чтобы продолжать трудиться. Получается, что сизифов труд оказывает сильное негативное психологическое воздействие и подавляет нашу мотивацию сильнее, чем нам кажется.
Очень часто руководители отделов и даже целых компаний забывают о значимости мотивации. Под стимулированием сотрудников понимается только финансовое вознаграждение. Но в действительности даже незначительный одобрительный кивок проверяющего оказывался достаточным стимулом, чтобы испытуемые продолжали выполнять монотонную работу. В то же время, безразличие организаторов к выполненному заданию имело для участников эксперимента такой же негативный психологический эффект, как и уничтожение листков с заданием в шредере.
Другими словами, игнорирование руководителем результатов работы своих сотрудников равнозначно полной девальвации и уничтожению этих результатов. В то время как одобрительный комментарий, похвала или положительный отзыв действуют так же сильно как бонусы и премии.
И хотя мы сами об этом не задумываемся, нам важно понимать, что наши усилия кому-то важны. Человек не готов трудиться напрасно. Человеку важно знать, что его старания будут замечены и востребованы. И как бы странно это не показалось, никакие деньги не заменят простого человеческого внимания, которое способно вдохновить и сподвигнуть не меньше, чем материальные блага.